Лекция по истории и современным проблемам чеченской культуры. С-М. Хасиев (отрывок )
....Излагаемые нами этикетные отношения вовсе не означает, что они все и сегодня в действии и поголовно всеми природными чеченцами соблюдаются и, соответственно, знают и понимают их смысл и сущность. Скажем откровенно, что угол между должным и сущим – довольно большой, а мы ведем речь, естественно, о должном.
У чеченцев, как и у многих кавказских народов, где действительно демократические традиции сильны, за скобку выведены: 1) имущественный ценз, 2) должностное положение, 3) наличие физической силы или каких-либо иных материальных преимуществ, в том числе и превосходство в вооружении. В Федеральных электронных средствах и многочисленных печатных органах, изо дня в день передавали, что чеченцы особо жестокий народ, руководствующийся исключительно собственными адатами. Между тем, никто из них не знал абсолютно ничего о смысле и сущности их адатов. Они слышали само слово «адат» и переносили взгляды первых мусульман, на времена Моисея и его деяния, когда сила действительно играла первостепенную роль. Адаты там и тогда действительно были наследием первобытности, где сила во взаимоотношениях играла тогда решающую роль. Эти горе ученые не удосужились взглянуть на простые, обыденные кавказские формулировки приветствия. Тогда бы им и в голову не пришло «смешить» самих себя.
Формулировки приветствий у чеченцев строго дифференцированы: по принадлежности к полу и возрасту; соответственно возрастным категориям; занимаемому рангу в обществе; конкретной ситуации, в котором оказались соприкасающиеся лица и того вида работы, которым занят приветствуемый.
Универсальный для мусульманских народов мира формулировка - «салам» у чеченцев претерпела заметную трансформацию. Есть более десяти случаев, когда приветствие «саламом» считается предосудительным, а то и вовсе неприемлемым даже среди взрослых мужчин.
1. Она абсолютно не приемлема к женщине и не потому, как об этом твердили идеологи партноменклатуры, якобы из-за их неравноправия с мужчинами, а потому, что к ней, детям и старикам «послепризывного» возраста не только не применима «вендетте», но и рукоприкладство и даже грубое слово!! Кстати, Гази Магома, 1-й имам мюридизма, не принят чеченцами по элементарной причине – он поднял кинжал на женщину и об этом с сарказмом говорят до сих пор: «Такой молодец, как Гази Магома, который женщине кинжалом череп разрубил». Женщина у чеченцев неприкосновенна.
2. Представитель иного вероисповедания не приветствуется этой формулировкой не из-за неприязни к иным вероисповеданиям, а по совсем иным причинам: из-за возможной недооценки им его. Дело в том, что тут проявляется не врожденное отчуждение и ненависть чеченцев – мусульман к неверным, как хотели бы настоять на этом некоторые лжеученые, а опасение, что цену этого приветствия, оппонент может не оценить достойно. Ведь эта формулировка среди чеченцев употребляется только в той среде, где ничто не удерживает от «войны и мира…», но произнеся его – чеченец автоматически берет на себя далеко идущее обязательство о безопасности путника…
В связи со сказанным, стоит особо подчеркнуть, об обязательном употреблении данной формулировки, когда человек оказывается, после ночного намаза, на кладбищах любой конфессии и это ставить под сомнение верность распространенного в «цивилизованном» мире тезиса, что ислам нетерпимых к инакомыслию. К.Маркс отразил традиционной взгляд христианской Европы, унаследованой, рождающейся социал-коммунистической идеологией, у своих предшественников времен Крестовых походов..
3. Не употребительна эта формулировка среди ближайших родственников по отцовской линии или патронимии - «ц1ийна нах», происходящих от одного предка в 7-ми коленах. Считаются они братьями и сестрами, соответственно браки запрещены, среди них не действуют общепринятые нормативы вендетты. После семьи – это следующая ступень этнической стратификации и сосредоточие правовой, контрольной и исполнительной власти. На этой ячейке покоилась вся этническая жизнь чеченцев, во всех ее проявлениях. \ Тут бы хотелось заострить внимание на предмете векового спора в русской историографии: что есть «Вир – «Русской Правды» род или патронимия??\.
4. Не в ходу она и в отношениях племянников к материнской стороне – «ненахой», но уже счет идет на 8 \восемь\ колен.
5. Зять не пользуется «саламом» в отношении родственников супруги по отцовской линии – «тунцхой».
6. От приветствия освобождается подошедший, когда застает, готовящимся к намазу \ламаз эцар\ и совершающему намаз \ ламаз деш\; читающего Коран; собравшихся в мечети – «доме Аллаха», на похоронах \тезетахь\ и за трапезой.
Коллизии жизни наложили свой отпечаток и на отношение к приветствию в данной формулировке. Мои ровесники, да и много моложе меня, за последние десятилетия «приобщившиеся» к арабскому письму и, взявши в руки священный Коран, затем обработанные идеологией «ихванов» настоятельно требуют от молодежи мужского рода, \ т.н. ваххабиты – этого требовали и от слабого пола\ приветствовать себя «Саламом». Идет накопление внутреннего раздражения молодежи против «старшего поколения». Молодежь инстинктивно противится этому.
Другое дело – молодежь, которая обучается в школах при мечетях и других официальных исламских учреждениях. По отношению к традиционным устоям этикета – они являются самыми злостными их нарушителями и, разве что, уступают самой «крутой и продвинутой» городской молодежи. Они без зазрения совести, как должное воспринимают требования старших и исполняют эти требования.
Аналогичные инновации наблюдаются и на полярно противоположном полюсе. Некоторые представители нашей интеллигенции за последнее время выдвигают инновационный тезис, что для поддержки традиционного «г1илкх-оьздалла» необходимо некоторое материальное положение или благополучие! Тезис стар как сам мир и был доминирующим в обществах с сословно-иерархическим управлением. Феодализм, если называть его, привычными терминами, не был основан на накопительстве, как это случилось позднее с буржуазным. «Демократические» общины кавказцев, то ли следует об этом сожалеть, то ли радоваться, скатываются в быту к этическим нормативам аристократических обществ. Там достоинство молодого человека исчислялось не его личностными качествами, а тем «карманным» ресурсом, которым его снабжали родители: на вечеринке, при посещении родных и знакомых, особенно на свадьбах, такой молодой человек демонстрирует свои «карманные» размеры. Молодые люди чеченских населенных пунктов, живущие по соседству или в одном селе с этим типом поведения и, привыкшая «вступать» в соревнование, особенно перед девушками, теперь выдают это за «истинно» чеченские традиции.
Этот тип поведения стал весьма популярным и среди ваххабитов, которые снабжались нетрудовыми ресурсами со стороны и люмпены рады были продемонстрировать окружающим свои «финансовые» возможности. С ними «соревновались» особенно в конце первой и в ходе второй – другая группа, «зарабатывая» ресурсы любыми способами и методами.
Мощным лоббированием этого типа поведения выступают «большие и малые» начальника, что особенно выпукло заметно в наши дни. Почти вся эта многочисленная прослойка, с психологией тех же люмпенов-вахабитов или как их называют в народе «князи из грязи». Как однажды метко охарактеризовал их известный бизнесмен М.Сайдулаев: «Люди, вчера не имевшие в кармане на пирожок с ливером – сегодня выбрасывают в столичном ресторане по полсотне тысяч баксов».
Если сравнить психологические «портреты» всех этих групп, то выясняется одна интересная деталь: все они занимают неустойчивое положение в обществе, отсюда и отсутствие личного достоинства. Свои «нетрудовые» доходы, как правило, оправдывают необходимостью достойной, в ключе традиционности, жизни. Таким образом, пытаются самоутвердиться. Некоторое время назад, гостившие у своих казахских и киргизских кунаков чеченцы, после возвращения с юмором рассказывали, что редко встретишь среди них человека без папки подмышкой – все начальники! А наших «начальников» с головой выдает: во-первых, размер талии, а при людях они раздают – «саг1а», а на «синкъерам», «ловзар» - как из рога изобилия осыпают танцующих, поющих, стоящих-сидящих, чихнувщих…купюрами «зелененьких». Можно подумать, что вчера они произнесли молитву «муллы Насреддина» перед очагом и Всевышний спустил им через дымоход кошель или они унаследовали миллиарды дяденьки из-за бугра. Более недостойного поведения с позиций чеченских традиций – придумать трудно!!
Ради примера хочу привести здесь один из инноваций, возникший в силу определенных обстоятельств, которое через некоторое время воспринята обывателем за исконно традиционное явление. Таких примеров сотни и сотни.
Как известно, во второй половине 30-х годов, Советская власть объявило настоящую войну религиям. Сколько-нибудь известные муллы и даже те, кто только умел читать Коран, были репрессированы. Образовался вакуум, который заполнили или откровенные сиксоты, сотрудничавшие с властями. Остались на воле, разыгрывавшие себя пьянчуг или невежды. Для похорон, конечно же, надо было пригласить «специалиста» и, так как произнести молитву – «доа» умели только они, то он и исполнял эту «роль». По традиции, каждый приходящий совершал молитву и это правильно со всех сторон. Но привычка стала перерастать в традицию и сегодня редко, кому приходящему дадут у чеченцев совершить – «доа»! И таких конфузов можно встретить сплошь и рядом.
Конный и\или едущий на арбе приветствует пешего, чтобы тому и голову не пришла мысль, что он пренебрегает им из-за того, что тот на данный момент оказался в менее благоприятном положении. Ведь, конь может споткнуться, испугаться и сломать шею, если, не дай бог, седоку, то себе. А тот, кто сегодня был пешим, завтра может оказаться на прекрасном скакуне и потому «верховой» оставляет за собой право быть уважительно приветствованным, оказавшись в аналогичной ситуации. Этот же принцип действует во всех ситуациях, где может возникнуть даже намек на кажущееся превосходство в чем – либо: проявляется это в одежде, физической силе и т.п. В любом случае, первым приветствует тот, кто оказывается в более выгодном положении, в том числе, и вероятность физического утомления. Так, например, тот, кто с ношей \ грузом \ приветствуется первым. Спускающийся с горы, какой бы путь он не проделал, первым приветствует поднимающегося, так как принципиально считается, что не известно какие усилия придется приложить поднимающемуся в горы.
Еще более показательна эта система, когда в пути оказываются двое или трое. Есть общий горский закон, что старшему и гостю уступается почетное правое место, если двое и середину, если трое. Гость – особая статья. Его статус выше, первичен даже, чем месть – это общее место у кавказцев, в том числе и у гребенских казаков дооктябрьского периода. Старший по возрасту займет подобающее ему место только в том случае, если попутчик не увечен или физически \ростом, здоровьем и т.п.\ превосходит его самого…
Таким образом, приветствует первым тот, кто имеет какие-либо явные или скрытые преимущества на данный момент, в том числе, и по должности.
Мы уже упоминали, что у чеченцев приветствие строго регламентировано. Это наблюдается по всем возрастным, половым параметрам. Существуют уже устоявшиеся нормативы приветствия между женщинами и мужчинами. Кстати, приветственная форма «Салам» является среди чеченцев чисто мужской формой, причем строго определенных возрастных групп. Подростки до половой зрелости, при Шамиле возраст низведен до 15 лет – в народе считали и считают это не вполне объективным и говорят: «Даь1ахк т1амарх юзаза ю – досл.: трубчатая кость еще не заполнилась мозгом»; или «дег1ана воккха хиллехь а – кхетамана кхиаза ву – досл.: ростом вышел, да духом не созрел». Во времена Шейха Мансура считалось, что этот возраст наступает только после 24 лет. В эту же категорию подпадают и старики после 67 – ми лет, которых чеченцы именуют «юкъ ястина», т.е. «снявшие пояс или снявшие кинжал». Следует подчеркнуть также, что в более ранние времена возраст воина начинался с 33 лет, а его предел, видимо, был несколько выше – 73 года. На это указывает деление жизни на периоды. Наряду с женщинами и детьми, старики также не впадают в круг подлежащих кровной мести.
Одним из специфических особенностей «принятия Салама» является вставание тех, кто его принимает. Среди чеченцев же не освобождается от этой обязанности любой мужчина до 93 – летнего возраста, т.е. полных четыре периода жизни \ 4 оьмарх валлац\. Правда, при наличия здоровья, способный в полной форме совершить намаз!
Чеченец, обычно бывает обескуражен, когда в иноэтнической среде женщина, старик или подросток приветствует его этой формулировкой. Ведь для чеченца браниться, а тем более драться с вышеименованными категориями – нонсенс!
У каждого народа, как известно, вырабатывается модуль комфорта во время беседы. У чеченцев он равнялся диаметру «пхьоьг1а» - 5,2 м \у дагестанцев он известен под термином «гудекан», осетин – «ныхас и т.п.». Приезжающие к нам в Советские времена из других регионов гости удивленно замечали: «Как громко у вас разговаривают!» Как оказалось, эта привычка обусловлена тем расстоянием, которого, теоретически, необходимо придерживаться беседующим.
Как известно, комфортная дистанция «скрытно» указывает на индивидуальный характер как самого индивида, так и этноса в целом. Как свидетельствует эта дистанция – чеченцы больше, чем ярые индивидуалисты \речь здесь идет о мужчинах. Женщины же от природы склонны «кучковаться и это приняли во внимание предки». Телесные соприкосновения рассматриваются как недостойные и как вторжение в пределы личностного \хотя сегодня часто можно встретить и позиции: «Ты меня уважаешь?»\. Иллюстрацией восприятия чеченцами простого прикосновения, даже не намеренного, сфокусировалось на девушках. Случайное прикосновение к ней, по своим правовым последствиям приравниваются к реальному надругательству, с соответствующими юридическими и экономическими санкциями!
Другой вопрос, как совмещается при подобной индивидуализации - практика принародных объятий мужчин? Дело в том, что этот ритуал, привнесенный кадиристким братством, в самом конце имаматства Шамиля – укоренился. С каким недоумением, порой и сарказмом, наблюдали сами чеченцы за этим нововведением, отмечено и в российских источниках.
Первым руку протягивают не прибывший и здоровающийся, а один из «принимающих» со словами «марша вог1ийла – досл.: приходи свободным». К гостю из далека – «хийра хьаша» делается навстречу три шага. Этим подчеркивается его особый статус.
Поздоровавшись с протянувшим руку, уже не обязательно здороваться со всеми, если принимающая кампания не знакома. Но протянутые руки не пожать, считается в последнее время – зазорным.
Когда приходишь в знакомую кампанию и застаешь их в кругу, то прибывший здоровается за руку с поворотом правого плеча вперед – независимо от возраста приветствуемых.
Когда кто-то покидает «общество»: будь он самым обыденным знакомым, дорогим гостем или большим-пребольшим начальником – первым протягивает руку, уходящий со словами «марша 1айла – досл.: оставайтесь свободными».
В пути приветствие произносят на расстоянии 5-6-ти шагов, а на дистанции 4-5 – ти, принимающий приветствие протягивает руку и сделав навстречу еще один шаг: на расстоянии вытянутых руки пожимаются. Причем руки не должны быть согнуты в локтях и быть ниже пояса, если он не увечен, ибо в следующий раз - ему руку могут и не подать, так как этим он демонстрирует свое реальное или подразумеваемое превосходство над первым. Пожатие должно быть быстрым и энергичным. Если рука подается «говяжьим языком», то можно прослыть за импотента или голубого.
Выше мы описали приветствия принятые среди взрослых мужчин. Мужчины упомянутых возрастных групп \ от 15 до 67 лет\ первыми приветствуют все категории, кроме детской, но не саламом, а обыденным – доброе утро (1уьйре дика йойла \ хилла), добрый день (де дика хиллда), добрый вечер (сюйре дика хилда). Им отвечают – «Далла везийла\йезийла – Бог тебя да полюбит; Диканца дукха вахийла\ яхийла – Да поживешь ты с добром много лет» и т.д.
Если девушка приветствовала молодого человека, то это считалось знаком \сигналом\, что он нравится ей и он может официально завести знакомство на вечеринке – «синкъерам», «хит1е кхайкха» - пригласить к роднику, и т.д.
У чеченцев существуют специальные формулировки приветствия произносимые в зависимости от вида трудовой деятельности, за которым застается человек. К примеру, к пастуху обращаются с пожеланиями умножения поголовья – «дебийла хьа», к земледельцу – урожайности «хьекъийла хьа», косарю, чтобы корм пошел впрок – «г1оза яориг хилда», лесорубу – «г1оза ягориг хилда» и т.п.
Важное значение имела стойка или поза стоящего. Достойной мужчины позой считалась, когда мужчина стоит, перенеся вес тела на левую ногу, а правую чуть выдвинув вперед, пяткой к щиколотке левой – «хьорка» с чуть развернутыми носками. Левую руку держат на рукояти кинжала или большим пальцем, продев за поясной ремень. Правая рука свободно лежит на кисти левой или чуть выше. Такая стойка, как считают старожилы, позволяла стоящему часами не менять позу. Молодых, как правило упрекают за частые смены: «Что ты, как застоявшийся конь скачешь с ноги на ногу».
Сегодня сплошь и рядом можно видеть молодых людей, сидящих в раскорячку, раздвинув ноги «шире плеч». О таких сразу же распространялась молва, что больны паховой грыжей и им долго приходилось доказывать, что это не так. Правильная посадка – максимум расстояния между коленями в два кулака. Считалось зазорным также и закидывание ноги на ногу – воспринималось как высокомерие к остальным. Было неприлично и сидение сгорбившись.
Девушки и женщины сидели – ступни и колени вместе, как говорят старики – «хьаьрчина». Считалось неприличным также, когда они сидят ногами прямо к собеседнику. Хозяйки дома, где собирались на вечеринку, зная эту особенность, о старались устраивать сиденья чуть выше их колен, чтобы они могли сесть как бы в полуоборот к партнерам.
Дистанция между беседующими женщиной и мужчиной \ даже ближайшими родственниками\ увеличивается до трех и выше вытянутых рук. Для посторонних - 5-7-ми.
Расстояние между женщинами наоборот уменьшается до одной или, от силы, 2-х.
Для мужчины важна стойка. При беседе двух – расстояние между ними, как упоминалось выше, - на расстоянии вытянутых рук. Стоят перенеся вес тела на правую ногу, пятка левой у щиколотки правой ноги, носки раздвинуты. Левая нога свободна и чуть согнута в колене. Левая рука на рукоятке \?\ кинжала, правой держит левую руку чуть выше кисти. Такая стойка позволяет человеку часами свободно стоят и не переминаться с ноги на ногу, как «застоявшемуся коню».
Дистанция между женщиной и мужчиной соответственно увеличивается, до 3-х между ближайшими родственниками и до 7-10 сторонними.
Расстояние между женщинами, наоборот уменьшается – до одной.
Стати как мужчины, так и женщины чеченцы придавали особое значение. С 2-х лет бабушки гоняли детей от стены к стене: пятки, таз, лопатки и затылок к стене – иди к другой стене, а оттуда… Позвоночнику и его состоянию придавали особое значение. Не даром торс именовали «г1ад – стебель, ствол». Есть поговорка, которую можно отнести и к нашему случаю: «Г1ад нийса долчу диттан мах а сов хуьлу – досл. И дерево с прямым стволом ценится дороже».
Есть в чеченском выражение, особенно часто применяемое к девушке и женщине: «Бад санна». В современном обыденном понимании воспринимается в качестве походки в развалку. На самом деле речь идет об уточке на воде, где неровности на походку не влияют – вода у такой не плещется!
На гостеприимстве чеченцев, я не стану долго задерживаться, так как в этом вопросе много общих черт у кавказских народов. Но на отдельных его специфически чеченских проявлениях необходимо остановиться.
За последние века в этом вопросе произошли заметные изменения, что связано, в первую очередь с депортацией чеченцев в Среднюю Азию и Казахстан. До строгой регламентированного соблюдения всех предписаний гостеприимства, в сложившихся условиях, не могло быть и речи. Но так как любой из аспектов национальной этики представляет собой – самодостаточный, саморегулируемый и завершенный механизм \ в совокупности цельный на уровне всего этического комплекса - С.Х.\, то изменения в одном из разделом \любые – С.Х.\ приводят к разрушению основополагающих, сущностных его сегментов. Правда, сохраняется внешняя форма, но основа, сущность содержания, как правило, оказывается выхолощенной.
Из этого общего правила не стала исключением и чеченский институт гостеприимства. Поражает, что за последние десятилетия у чеченцев гостеприимство приобрела черты «выгодного вложения капитала», для приобретения покровителей, сторонников и пр. пр. К сожалению и к большому стыду – за последние несколько десятилетий – оно еще дальше разминулось от своей основы. Почему–то стало считаться, что гость не несет никакой ответственности, никаких обязательств к дому и его членам, а также собравшимся там. Между тем, на госте лежат немало обязательств, чем на хозяине. О них необходимо помнить, а главное – знать и исполнять.
О глубинных корнях института гостеприимства чеченцев свидетельствует о гибели жителей поселения Казенной. Корни этой легенды скрываются в мифологическом тумане седой древности. Процитируем В.И.Марковина, который не единожды, в своих археологических странствиях по Кавказу, останавливался на берегах этого озера, в глубинах которого, якобы, нашли упокой жители негостеприимного богатого селения.
- «…вот и перевал, главная дорога уходит налево, на Дагестан, к аулу Ботлих \ место сбора, лагерь воинов – С.Х.\, а мы медленно спускаемся вниз, к изумрудному блюдцу озера Казенной-Ам. В ясную погоду в его глади отражаются склоны гор, и только всплеск форели ломает зеркальную поверхность воды. А в непогоду вода Казенной-Ам становится лиловой, ветер гонит мелкие пенные волны, срывает кусты оранжевых скальных маков.
Давным-давно на дне озера находилось село Эзеной. Здесь жили жадные и негостеприимные люди. И вот спустился с неба бог и как простой странник стал проситься на ночлег. Отовсюду гнали его жители аула, и только на краю села в дымной сакле бедной вдовы он нашел и кров и пищу. Разгневанный бог решил уничтожить селение нечестивцев, забывших заветы отцов, забывших, что личность гостя – священна. Он затопил селение и пощадил лишь семью гостеприимной женщины. Она и её дети поселились на новом месте, там, где сейчас высятся постройки аула Казенной…
Так рассказывают горцы».
Этот вариант приводится нами здесь из-за его краткости и выпуклой передачи основной мысли легенды \ В.И.Марковин. В стране вайнахов. – М., 1969, с.98-99\.
По традиции для гостя строился отдельный домик во дворе – гостевую. В горах – как и в Сибири – между отдаленными аулами строились придорожные «гостиницы – ночлежки = къула», где для нескольких человек была приготовлено все необходимое для короткого времени проживания. С покорением Кавказа, особенно, в Советский период, то открыто, то завуалировано власти предпринимали попытки отчуждения гор от чеченцев, что в наиболее плодотворной форме было реализовано 23 февраля 1944 года. Эта политика властей ни в Царской, ни в Советской, ни в Демократической России - не снималась с повестки дня. И по этой причине, от этих гостевых домиков не осталось в горах и следа.
По традиции, чеченец не мог до полуночи тушить лампу. После полуночи гость обязан был зайти в гостевую комнату \ если верховой – все необходимое бывало под рукой\ утолить жажду, голод и отдохнуть. Все необходимое было заранее приготовлено. Если гость приехал, чтобы «хорошо» провести время, повеселиться – то стоящие на полу, снятые со стены, музыкальные инструменты оповещали его, что у хозяина что-то случилось – траур или еще что-то.
Гостю в этом случае не возбранялось выбрать другого хозяина.
Ежели путник первый раз попал в аул, то он, как правило, останавливался на «майдане – пхьоьг1а» и спрашивал там, уведомив собравшихся о себе, кто мог бы оказать ему приют. «Пхоьг1а» без кого-либо из односельчан оставалась редко, даже в самые ненастные ночи. Это считалось престижным. Каждый сельчанин обязан был справиться, после приглашения его в гости, у незнакомого человека о цели посещения, кого он ищет и т.п. Интересно, что сегодня у чеченцев считается неприличным спрашивать о целях гостя, кого он ищет, показывать пальцем дорогу, а прямо отводят его к тому, кого он назвал. Мне гребенцы преподали полезный урок.
В дни «чеченской стихийности» обеспокоенный судьбой своего сослуживца по СА я поехал проведать его и столкнулся с ситуаций, когда меня, узнав о цели моего приезда, умышленно, за разными разговорами задерживали. Наконец-то пришел молодой человек – посыльный к моему сослуживцу, что тот меня знает и меня можно привести к нему. В конце - концов выяснилось, что меня задерживали, отвлекая разными байками, чтобы справиться обо мне у хозяина. Мне объяснили, что это очень практичный чеченский обычай, который много раз помог предотвратить возможное зло. Как потом выяснилось: 1-й вариант – инновация, нововведение, а второй – действительно старый и очень рациональный, практичный обычай!
Не станем тут описывать о полузабытых символических знаковых атрибутах, которые свидетельствовали о месте нахождения хозяина дома: краткосрочном, временном или долгосрочном его отлучении из дома. Скажем лишь, что гость подошедший к воротам и приглашенный в дом может дважды отказаться от приглашения в дом. Если хозяин третий раз предлагает отведать положенные ему «рицкъа – хлеб соль» и, если и после этого отказывается, то хозяин считает, что выполнил свой долг и со спокойной совестью отпускает его.
Как говорят чеченцы, воспитанный человек заметен еще на подходе к дому, так как он начинает искать приспособление, чтобы очистить обувь. Это считается актом уважения к очагу, а очаг и хозяйка – одно и тоже. Кстати, обувь в доме чеченца обязательно снимают. Это связано с древним верованием, что очаг считается сакральной \окультуренной\ частью мира, тогда как «запорог» – профанный мир. Вспомним, что при мумификации в Древнем Египте – первыми удалялись подошвы ног, так как считалось, что именно на них могли переноситься грехи из мира профанного - в мир сакральный. Именно поэтому чеченка до сего дня редко выпускает из дому кого-либо, не промыв тщательно обувь.
Хозяина вызывали по имени или окликом, без его приглашения входить не только в дом, но и во двор - считалось делом весьма предосудительным, даже для ближайших родственников, что, к сожалению, давно утрачено. Если в доме нет никого, чтобы встретить гостей, то хозяин обязан был сам войти первым и принять от гостей верхнюю одежду и т.д., показать куда пройти, побеспокоиться об их удобном размещении. Если же в доме есть «молодежь», то эта обязанность она принимает на себя. Если в доме нет хозяина или нет вообще мужчин, то роль хозяина выполняет хозяйка, но приглашает при этом, чтобы поддержать разговор с гостями ближайшего мужниного родственника или соответствующего возрасту гостей, кого-либо из соседей.
В нормальных условиях чеченка-хозяйка выходит к гостям с младшими домочадцами, чтобы приветствовать их и дать им возможность сполоснуть руки, лицо. Один из младших, обычно девочка подносит к каждому тазик, мальчик поливает гостям на руки. По тому как дети справляются со своими обязательствами – гости выносят много для себя полезного о хозяине, хозяйке и т.п.
Представляет определенный интерес самобытное чеченское застолье. Выбор тамады, по традиции прерогатива хозяйки. Именно она вносила напитки к собравшимся и вручала поднос тому, кто должен был быть тамадой. Он, как правило, был одним из тех, кто хорошо знал эту семью и большинство из собравшихся. Таким образом, он выбирался обязательно из местных. Если, например, собиралось «разношерстное» общество, к примеру, из разных сел и не в населенном пункте, то тамаду выбирали из наиболее многочисленной группы. И в этом было свое рациональное зерно. С тамады и, соответственно, с группы, которую он представлял, был спрос за все, что там случалось за время их совместного пребывания. Тамада и данная группа, тем самым, брала на себя определенные обязательства по благополучному завершению застолья. Это станет понятным, если вспомним, что у чеченцев индивидуальное «пространство» считалось сакральным. Всякого рода выяснение отношений, типа: «отойдем в сторону, потолкаемся» были недопустимыми, а если случались, то имели непредсказуемые последствия.
Тамада – выбран. Сколько бы не длилось застолье – ему полагалось три тоста. Он занял «свое место». Чем «издалече» гость, то он занимает ближнее место справа от тамады. Место хозяина – у порога. Он, если и присутствует в застолье, то играет самую скромную роль. Он лишь скромный присутствующий, зато жена - в доме полновластная хозяйка. Уже одно то, что именно она выбирает тамаду - демонстрирует надуманность всего того шума, что кавказская женщина бесправна, что она полностью во власти мужа и тому подобную муть. Сколько бы мусульманское духовенство на Кавказе не пыталось заключить ее в рамки арабского мировосприятия – оно терпела фиаско.
За последние десятилетия в городских условиях гостей приходилось часто принимать в квартирах. В сельских – условия были не лучше. Пристройка комнаты, для повзрослевших детей, приводило в «возбуждение» милицию, прокуратуру и т.п.; открывались уголовные дела, собрания, сходы. Привлекались многочисленные свидетели. Выведывали не сокрыл ли он клад от государства и т.д. и т.п. Из-за тесноты помещения пищу подавали в конец стола, оттуда передавали «наверх»! В нормальных условиях, пища не передается и не перекладывается с места на место. Подается с правой стороны сидящего, а «снимается» с левой стороны. Садятся, по правилам, на расстояния вытянутых рук, чтобы можно было взявшись за руки образовать круг.
Первую чашу тамада поднимает за гостей, за ту тропу, что привела их к этому дому и просьба к Сущему, чтобы она никогда не заросла. Вторую поднимает к случаю, к сложившейся ситуации. Третью, приглашает хозяйку, благодарить ее за хлеб-соль, за душевную теплоту, с которой она приготовила эту пищу и т.д. Это уже знаковый тост - застолье завершается. Тут уже из тени забвения выходит хозяин и поднимает тост за тамаду, за гостей, за всех собравшихся, за их человеческие качества и т.п.
Провожая гостей, первым выходит хозяин. Он, как правило, не прощается с ними у порога, а провожает на некоторое расстояние. Не поворачивается к ним спиной пока они не оглянуться трижды.
Следует отметить знаковость расположения обуви при их выходе. Сегодня исходят, из предполагаемого удобства, и поэтому хозяйка или кто-то из домочадцев подает гостям обувь, повернутую к выходу. По своей знаковости в системе чеченской символики - это означало, что в этом доме он не желателен. Всякого рода байки из далекого далека о том, что три дня нельзя хозяину справиться о цели посещения его гостем – давно поросло былью!
Чеченскому традиционному застолью характерно не сколько выпито, что и сколько съедено, а наско